ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ (филиал 41 ЦБС). ----------------------------------------------------------------------------- 1. ПЕЧАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА 1998 - 99 годы. ( Приложение 1) 2. УЧАСТИЕ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ В ДРУГИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ ЗА ПОСЛЕДНИЕ 3 - 5 ЛЕТ. I Областной конкурс по экологическому просвещению детей и подростков 1996 год. Третье место с вручением Почетной грамоты, малой Памятной медали Всероссийского общества охраны природы и денежной премии в размере 1 000 руб. II Городской смотр - конкурс по экологическому просвещению населения 1998 год. Первое место с вручением денежной премии в размере 1 500 руб. II Областной смотр - конкурс по экологическому просвещению населения 1998 год. Второе место с вручением Почетной грамоты и денежной премии в размере 1 000 руб. Ващенко О.В., зав. библиотекой удостоена звания "Лауреата премии облкомприроды Ростовской области", награждена большой Памятной медалью Всероссийского общества охраны природы за большой личный вклад в улучшение окружающей среды и работу по пропаганде экологических знаний среди населения. Областной смотр - конкурс рекламной деятельности детских библиотек области "КНИЖКИН ДОМ" 1998 год. Библиотека удостоена Диплома I степени Министерства культуры Ростовской области по итогам областного смотра-конкурса "Книжкин дом". Областной конкурс "Пушкин в памяти поколений" 1999 год (к 200 -летию со дня рождения А.С. Пушкина). Библиотека удостоена Диплома Министерства культуры Ростовской области. 3. Освоение информационных технологий, создание компьютерных сетей, внедрение новых форм обслуживания населения (показатели обслуживания). Библиотека не имеет компьютера и пока не использует компьютерные технологии для обслуживания читателей. Однако филиал включен в "Программу автоматизации Ростовской ЦБС" во второй этап - подключение к локальной сети "Центральная библиотека". Более того, библиотекой заключен договор с УНЦ РГУ о сотрудничестве в области внедрения новых информационных технологий (Приложение 4). Реалии сегодняшнего дня требуют, чтобы утверждался новый образ детской библиотеки, открытой всему новому, развивающейся во времени. С 1997 года библиотека работает по программам " Мир сказки", "Подросток и библиотека" (см. п. 5). Новые формы обслуживания библиотека смогла внедрить, когда в 1998-99гг. из внебюджетных средств были приобретены ксерокс, видеомагнитофон, телевизор. Это позволило начать создание видеоабонемента для читателей, организовать в течение каникул ежедневный кинопоказ (бесплатный) детских фильмов с их обсуждением, предоставить читателям старшеклассникам такую услугу, как ксерокопирование из книжных фондов библиотеки. 4. Создание необходимых комфортных условий для удовлетворения информационных и культурных потребностей читателей и пользователей библиотеки на основе их изучения. Число читателей, процент охвата библиотечным обслуживанием населения. Число посещений в год, показатель книговыдачи. Читателя надо удивить, особенно маленького, сделать каждую встречу с книгой и библиотекой запоминающейся. Библиотекари продолжают изучать современного читателя, выявлять его психологический портрет, интересы в области чтения, мир его увлечений и многое другое, от чего зависит определение приоритетных направлений деятельности самой библиотеки. Для изучения потенциальных деловых запросов читателя в библиотеке создана картотека "Данные образовательных, дошкольных и внешкольных учреждений района с учетом специализации их деятельности". В нее включены следующие сведения: название учреждения, адрес, Ф.И.О. руководителя, основные направления работы, дополнительные направления деятельности. Это помогает объединить усилия многих людей, занятых воспитанием, образованием, развитием творческих способностей ребенка, обмениваться опытом работы, принимать свое долевое участие в создании и осуществлении совместных проектов. Библиотека сотрудничает со школами района, подростковыми клубами "Бригантина", "Мечтатель", "Огонек", "Искатель", Домом детского творчества, с дошкольными образовательными учреждениями и т.д. (Приложение 5). Для изучения читательских запросов широко используются наблюдения, анкетирование (в т.ч. и для родителей), тестирование, карты интересов, составление психологической характеристики (по данным школьных педагогов и психологов), SOS - секреты, ответы, советы. (Приложение 6). SOS - секреты, ответы, советы. Мой юный друг! Я - картотека доверия. Предлагаю тебе свое покровительство и помощь. У тебя - вопрос? У меня - ответ! Возьми бумагу, ручку, напиши, чтобы ты хотел знать, на какой вопрос получить ответ. Опусти в ларец и через 10 дней ты получишь ответ. В работе с картотекой доверия принимают участие психологи, педагоги, библиотекари. За 1 полугодие 1999г. к картотеке обратилось 39 детей. При записи маленького читателя в библиотеку нас интересует: техника чтения ребенка, его увлечения в свободное время, отношение к школе, преподавателям, наличие в доме животных, сведения о родителях и близких, которые оказывают влияние на чтение ребенка, наличие домашней библиотеки и отношение к книге. Вся вышеуказанная исследовательская работа позволяет правильно оценить интересы читателей-детей, их индивидуальные особенности, наклонности, творческие способности, уровень развития и верно сформулировать их потенциальные запросы. А значит целесообразно планировать основные направления работы библиотеки: организацию досуга детей в т.ч. в летнее время, экологическое просвещение, работу с семьей, развитие интеллектуальных и творческих способностей детей. На удовлетворение информационных и культурных потребностей читателей в библиотеке работают: - литературно-музыкальный альманах "Кисть и Лира" - лицей дедушки Зная - мастерская домовенка Кузи - школа Белошвейки - кружок оригами " Бумажный кораблик" и т.д. Литературно - альманах "Кисть и лира" был создан в библиотеке в 1996 году. Цель: помочь ребятам войти в прекрасный мир искусства, развивать их эстетический вкус, научить понимать живопись и слушать музыку. Ведущая клуба Скворцова Наталья Павловна имеет высшее филологическое и музыкальное образования, члены клуба - учащиеся 5 кл. с/ш.№ 37, имеют определенную подготовку для восприятия классической музыки, так как многие посещают музыкальную школу. Название клуба не случайно, оно включает в себя взаимодействие искусств: музыка, живопись, литература. Периодичность заседаний - 1 раз в месяц. Открывая клуб, решили начать с самого простого, с "Детского альбома" П.И. Чайковского и сказок Н.А. Римского-Корсакова. Первое заседание назвали "Путешествие по странам мира". Ведущая рассказала о жизни Чайковского, о его путешествиях по Европе. В каждой стране Петр Ильич записывал понравившиеся ему мелодии, подчеркивающие национальные черты. Ведущая рассказала о музыкальных инструментах, которым подражает музыка (губная гармошка, шарманка, мандолина). Рассказывая о путешествиях Чайковского, ведущая говорила об архитектуре этих стран, т.к. " архитектура - это застывшая музыка ". Когда показывались репродукции С. Щедрина из альбома "Образ и цвет", звучали "неаполитанская и итальянская песенки" Чайковского. Рассказывая о Римском - Корсакове, для сравнения музыки и архитектуры была взята симфоническая сказка "Шахерезада". Ведущая обратила внимание на особенности восточной музыки, показа репродукции восточной архитектуры по книге "Сирия". В конце заседания выступила учащаяся ДМШ Андреева Даша с исполнением пьесы Чайковского "Вальс". Второе заседание было приурочено к юбилею Э.Т.А. Гофмана "Читая Гофмана и слушая Чайковского" по сказке "Щелкунчик". Музыку в исполнении скрипки и фортепиано из балета "Щелкунчик" дети слушали с большим интересом. Третье заседание было посвящено балету Чайковского "Лебединое озеро". В литературно-музыкальной композиции "Волшебный мир сказки" принимали участие учащиеся ДМШ Андреева и Королькова с исполнением "Танца маленьких лебедей". Библиотекарь Скворцова Н. познакомила собравшихся с немецкими рыцарскими легендами, по одной из которых, о любви и верности, написал П.И. Чайковский свой прекрасный балет. Еще одно заседание было посвящено 300-летию Российского флота: "Флот и живопись Айвазовского". Ведущая рассказала об истории создания флота, о петровских баталиях и реформах, о выдающихся флотоводцах Ушакове, Нахимове, Макарове, Апраксине и др. На фоне звучания симфонической поэмы "Море" Римского-Корсакова, дети познакомились с творчеством выдающегося живописца- мариниста И.К. Айвазовского. Ведь он был причислен к Главному Морскому Штабу со званием живописца сего штаба и с правом носить мундир морского офицера. Следующее заседание было посвящено симфонической музыке: "Музыка 20-го века. Прокофьев. Симфоническая сказка "Петя и волк". С. Прокофьев был выбран потому, что дети еще не слушали современной музыки, и ведь Прокофьев очень любил детей и писал на сказочные сюжеты оперы и балеты, фортепьянный цикл "Сказки старой бабушки". Были приглашены учащиеся из музыкальной школы, каждый исполнитель рассказал о своем инструменте: скрипке, виолончели, кларнете, тромбоне, трубе и др. Детям показали, как звучат металлофон, маракасы, треугольник. Опасения, что будут трудности в восприятии детьми классической музыки, не оправдались. Дети были рады услышать "живую музыку" В этом году встреча наших читателей в альманахе" Кисть и лира" называлось "Веселые нотки". Ребята познакомились с ростовским композитором С. Халаимовым, его песнями для детей. Автор рассказал о своем творчестве, о сотрудничестве с поэтами Ростова, представил свой новый сборник "Ростовский вальс". Заседание получилось ярким, запоминающимся. Очередное заседание было посвящено бессмертному произведению Л.Ван Бетховена "Свет "Лунной сонаты". Ведущая Скворцова рассказала о жизни и деятельности Бетховена, о создании великого творения, о любви молодого музыканта к своей юной ученице Джульетте Гвиччарди, которой и была посвящена соната. Ребята прослушали произведение, исполненное на фортепиано. После этого задавали вопросы, обменивались впечатлениями. Лицей дедушки Зная, слушателями которого являются младшие школьники, имеет целью познакомить детей с такими нравственными критериями, как дружба истинная и ложная, взаимопонимание, взаимовыручка, эгоизм, альтруизм и т.д. Формы "преподавания" нравственности самые разные: обмен мнениями на темы "Скажи мне, кто твой друг", "Ты не один на свете...", сюжетно - ролевые игры, разыгранные в виде сценок, обсуждение произведений, конкурсы и т.д. ПРОГРАММА РАБОТЫ ЛИЦЕЯ НА 1999 ГОД. "Быть человеком" (Разговор в кругу друзей) 1. "Ты не один на свете" - открытие Лицея январь (собеседование за круглым столом) Домашнее задание: Прочитать книгу В. Тендрякова "Чудотворная". Подумать: "Человек - всегда ли высшая ценность?" 2. "Высшая ценность - человек": беседа-диалог в кругу друзей, февраль Домашнее задание: Выучить стихи, прочитать рассказы о маме. Написать свои стихи или сочинение о маме. 3. "Любовь матери лучше солнца греет": час поэзии, март конкурс на лучшее сочинение. Домашнее задание: Прочитать книги А. Алексина "Чистые камушки", " Третий в пятом ряду". 4. "От чего у человека сердце болит?" - урок - размышление. апрель Домашнее задание: Подумать над тем, для чего человек живет на свете? 5. "Для чего человек живет на свете?": разговор в кругу друзей. май Конкурс на лучшее сочинение. Домашнее задание: Прочитать книги на выбор: Л. Пантелеев "Честное слово", Железняков "Чудак из 6 "Б", Е. Ильина "Четвертая высота". 6. "Сила духа": диалог в кругу друзей. сентябрь Блиц-опрос "Ваше мнение, читатель". 7. "Люби все живое": тематическое обсуждение Домашнее задание: Прочитать А. Гайдара "Чук и Гек", Медведева "Баранкин, будь человеком", Н.Дурова "Котька", "Кинули". 8. "Счастье, что оно? Та же птица...": давайте спорить. октябрь Домашнее задание: Написать мини-сочинение "Что такое счастье". 9. " Услышать сердце человека": беседа в кругу друзей. ноябрь Подготовка к защите диплома. 10. "Быть человеком": защита диплома "Выпускник Лицея" декабрь В рамках программы "Библиотека и подросток" в библиотеке на летних каникулах работает подпрограмма "Академия лета". Ее цели: - через книгу и игру открыть ребятам по-новому окружающий мир и себя в этом мире - стимулировать чтение детей - расширять круг знаний ребенка - развивать творческие способности детей. Подпрограмма "Академия лета" дала возможность: - объединить усилия библиотеки, внешкольных учреждений (летних площадок, школьных лагерей, подростковых клубов) в организации досуга детей летом, - работать по различным темам чтения, основанных на интересах ребят, - использовать индивидуальные формы работы, - поддерживать интерес к чтению в течение всего лета, - показать возможности библиотеки родителям и общественности. "Академия лета" ориентирована на детей, которые остались летом в городе. Прежде, в библиотеке проводится анкетирование "Лето и ты", "Что ты ждешь от лета?", на основе которого вносятся изменения и дополнения в план работы в летние каникулы. Так как академия - это учебное заведение, где можно чему-то научиться, то сотрудники используют такую форму, как "День открытых дверей", рассказывают ребятам, чему можно научиться. В кружке "Школа белошвейки" девочки научатся шить, вязать для любимой куклы, плести из бисера. В кружке оригами "Бумажный кораблик" ребята узнают об искусстве оригами, изучат знаки, принятые в оригами, научатся делать модели животных, растений, насекомых, мелочи для дома и геометрические модели. В "Мастерской домовенка Кузи" дети научатся работать с различными видами материалов. " В мастерской природы", " Из меха, плюша и сукна...", "Чудо-мир из бумаги" (папье-маше, картон,цветная бумага и т.д.) - так называются занятия в "Мастерской..." Занятия ребят в "Академии лета" заключает праздник "Из моря лета в море знаний". Это выпускной экзамен для юных "академиков" с большой выставкой их творческих работ. Все занятия с ребятами проводят сотрудники библиотеки. Эффективность таких форм работы высока, проблема с выполнением плана по читателям, посещениям, книговыдаче в летние месяцы перед библиотекой не стоит. В микрорайоне обслуживания проживает около 19 000 детей. 1997 1998 1999 (1 полугодие) ------------------------------------------------------------------------------ Количество читателей 11416 11257 8777 % охвата библ. обслуживанием - 60 59 Количество посещений 86661 95460 48673 Количество книговыдач 229538 26004 125348